Аппетитные изображения разнообразной пищи прочно обосновались в рекламной визуалике современности. На страницах глянцевых журналов красуются деликатесы от городских ресторанов и кафе, на уличных баннерах изображаются аппетитные ломтики колбас или пельмени с пылу с жару с дымком. Самое главное - изображение должно искушать своего потребителя – заглянуть в ресторан на обед или приобрести в супермаркете что-нибудь на пробу. Как сделать рекламируемые продукты питания чрезвычайно привлекательными для потребителей рассказывает известный российский фуд-стилист Слава Поздняков.
Что такое фуд-фотография и насколько она востребована сегодня бизнесом?
Фуд-фотография - это специфическое направление, в котором сочетается деятельность фотографа (фуд-стилиста) и шеф-повара. Фуд-фотографу необходимо не только построить композицию и подобрать антураж, но и передать аппетитность блюда или продукта. Причем, в идеале фуд-стилистом и шеф-поваром должен быть один человек.
В результате поэтапной работы фуд-стилиста, продуманной до мелочей, наделенной в полной мере и креативным подходом, и качественным оборудованием, и профессиональным взглядом возникает настоящий кулинарный фото-шедевр.
Сегодня в нашей жизни реклама играет большую роль, и следует заметить, что большая её доля посвящена продуктам питания или различным блюдам. Задача фуд-стилиста – сделать так, чтобы у потребителя, рассматривающего каталоги, женские журналы, кулинарные книги, витрины продуктовых магазинов и наклейки на пищевых автомобилях, дух захватывало от красоты и аппетитности представленных блюд. Это относится абсолютно к любым видам пищи - пельмени и вареники, нарезанная колбаса, мороженое с шоколадом и даже обыкновенный хлеб! Фотографу нужно сделать так, чтобы человек, увидев все эти вкусности, сразу же захотел купить и попробовать их.
Зачем нужно привлекать именно фуд-стилиста, а не воспользоваться услугами обычного профессионального фотографа?
В Центральной России сейчас много ресторанов. Рано или поздно все они сталкиваются с необходимостью привлечения фотографа или фуд-фотографа, чтобы красиво отснять блюда. Критерии выбора исполнителей здесь совершенно разные. Кому-то нужен фотограф, чтобы просто приехал и отснял как есть, а для других нужна качественная фотография с работой художника. И выбор настоящего профессионала здесь очень важен. Ведь в большей степени качество рекламы ресторана или кафе зависит напрямуюот фотографа. Все что он отснимет - это лицо ресторана, которое увидят многие люди.
Блюдо можно показать по-разному, а можно просто «отщелкать» - шеф-повар ресторана принесет фотографу блюдо, тот выберет нужный ему ракурс и снимет. Это как раз пример «просто снять». А можно сделать и по-другому - так, чтобы привлечь внимание клиентов ресторана. Для этого уже понадобится фуд-стилист. Фуд-фотограф, как и шеф-повар, работает над блюдом, только по-своему. Продукты нужно правильно выложить для фотосъемки, найти хороший ракурс. При этом фуд-фотограф использует профессиональное оборудование и свои знания в области кулинарии. Как раз эта фотосъемка не ограничивается только нажатием на кнопку фотоаппарата, здесь идет работа над блюдом. Разница между фотографом и фуд-стилистом: первый только фиксирует внешний вид блюда, второй же - создает концепцию, наполняет снимок содержанием и вкусом блюда.
Продукт на фотографии должен быть живым и естественным. Во время фотосъемки в ресторане, сложность состоит в том, чтобы на снимке передать образ продукт таким, каким он является в реальности. Приведу пример. Шеф-повар готовит блюдо. Оно вкусное и красивое на взгляд заказчика. Но на фото отображается лишь непонятная мешанина продуктов на красивой тарелке. В кадре нет композиции - собранности, законченности, все расползается на большие или маленькие куски. Идеи шеф-повара здесь нет и в помине. И вот здесь помощь фуд-стилиста поистине бесценна - он использует те же продукты, но выстроит такую композицию, что при виде фото потребители будут только облизываться. Выстраивание композиции - достаточно сложный момент, требующий времени, сил и знаний кулинарии.
Признайтесь, все это великолепие яств, которое мы видим на рекламных вывесках, - это настоящие свежие продукты и мастерство фуд-фотографа или красивый обман потребителя?
Чтобы красиво снять еду, недостаточно иметь фотоаппарат и уметь снимать. Нужно ещё обладать определёнными навыками создания натюрмортов. Профессия фуд-стилиста, или «дизайнера по еде», в России появилась совсем недавно. В работу фуд-стилиста входит разработка внешнего вида блюда на фотографии, художественное расположение продуктов, подбор оригинальной посуды и прочего антуража (столовые приборы, ткани, цвет и фактура блюд).
Теперь об истинной свежести продуктов на фотографиях. Я как шеф-повар подсознательно не могу использовать заменители или химические средства во время фотосъемки. Для меня важно, чтобы продукт был натуральным и съедобным (после съемки его можно попробовать!). Поэтому я использую только натуральный продукт и изначально продумываю композицию кадра. Однако, поскольку с течением времени еда имеет свойство терять свой привлекательный внешний вид, то я поправляю или заменяю те или иные компоненты. Фотография пищи должна быть красивой и вкусной. Для фуд-стилиста необходимо иметь при себе целый набор различных аксессуаров - таких как пинцеты, оливковое масло, кисточки, различные фоны.
Впрочем, некоторые фуд-стилисты нередко используют при работе муляжи продуктов, которые называются «мокапы». Кроме того, имеется ряд всевозможных непищевых средств, которые применяют для получения лучшего эффекта при фотосъёмке. Например, для образования стойкой пены в бокале пива нужен стиральный порошок, а сосиски сбрызгивают лаком, чтобы они аппетитно блестели. Мороженое у фуд-стилистов принято готовить из силикона, геля и пластика. Высшим пилотажем считается способность красиво показать мясо. Для получения эффектного вида продукт не жарят, а лишь слегка обжаривают, а потом подкрашивают.
Расскажите о самом захватывающем эпизоде съемок?
Самый запоминающий момент – это лето 2010 года, когда нам нужно было сделать новогоднюю серию снимков праздничных блюд и сервировку стола. Представьте, жара, температура воздуха запредельная, дым на улицах…Мы достали свои запасы новогодних украшений, но этого оказалось не достаточно. Поэтому мы отправились в магазин за покупками свечей, шаров, дождика и мишуры. Кассиры на нас смотрели с огромным удивлением. Но самое сложное было - настроиться на съемку в такую невыносимую жару.
Что Вы могли бы посоветовать руководителям ресторанного бизнеса, которые нанимают фотографа для рекламной съемки своего меню?
Мне достаточно часто встречались моменты, когда рестораны заказывали фотосъемку одного и того же меню во второй или даже третий раз. А происходило это из-за банального желания сэкономить. При этом, привлекались фотографы, никогда не работавшие в этом направлении, но готовые за небольшие деньги отщелкать ресторанные блюда. Мой совет. Нужно работать с профессиональными фотографами, а желательно - фуд-фотографами. В этом случае вы не тратите деньги и время впустую, а получаете качественный результат, который впоследствии принесет вам значительную прибыль.
Для меня очень важно, чтобы на съемке присутствовал руководитель ресторанной компании или его заместитель. В этом случае проводится тестовая съёмка, а именно - первые кадры мы обсуждаем и выбираем самые удачные варианты. Отмечу также, что самая главная часть фотосъёмки - это подготовка блюд. На этом этапе обсуждается, в каком ракурсе их лучше подать, чтобы сохранить концепцию шеф-повара и сделать пищу фантастичеки привлекательной для потребителей.
Фуд-стилист – профессия новая для России. Многие считают, что «переплачивать» еще и фуд-специалисту – непозволительная роскошь. А между тем, Вам удалось достичь хорошей известности в этой сфере. В чем секрет успеха?
Хочется заметить, что современная фотосъёмка еды – это творческая и увлекательная работа, а главное – востребованная сегодня. Для того, чтобы стать хорошим специалистом в этой области, мне пришлось немало потрудиться - и в плане образования, и на практике. Я постоянно сочетал одно с другим. У меня два образования – художественное и поварское, а также многолетний опыт работы в различных странах. Я снимал не только для клиентов, но и для себя в своей студии - искал новые идеи, разрабатывал приемы съемок. Однако главное, на чем базируется успех и признание, - это искренняя заинтересованность в выбранном направлении. Постоянные поездки, поиск и изучение новой информации дали мне огромный багаж знаний. Если коротко, то это постоянная работа - каждый день и по 24 часа в сутки. Жажда новых знаний, непрестанное самосовершенствование и движение непременно приведут к успеху. Только так вы сможете стать настоящим экспертом в любой выбранной сфере.
Источник: журнал "Я номер один"