Житель любого большого города – от Белграда до Буффало – считает, что рестораны и кафе его родины – самые лучшие. Но чтобы называться ресторанной столицей, уровень развития кулинарии города обязан намного превышать обычный. В городе должны присутствовать как простые, уютные заведения с домашней обстановкой, так и напыщенные рестораны высокой кухни.
Но чтобы называться ресторанной столицей, уровень развития кулинарии города обязан намного превышать обычный. В городе должны присутствовать как простые, уютные заведения с домашней обстановкой, так и напыщенные рестораны высокой кухни.
Города Франции уже не могут считаться единственными цитаделями кулинарии ни в мире, ни даже в Европе. С другой стороны, такие города как Лас Вегас, которые хотя и имеют несчетное множество ресторанов, не могут называться кулинарными столицами, так как не имеют уникальных кулинарных традиций. В подлинных гастрономических столицах культура еды складывалась веками.
С космической скоростью новые рестораны появляются в городах, которые раньше считались кулинарными задворками. Берлин, Хьюстон, Дублин и Афины – в первых рядах лучших ресторанных городов. И если Нью-Йорк, Париж, Рим, Новый Орлеан, Сан-Франциско и Токио уже давно считаются лучшими городами для гурманов, Лондон, Гонконг, Барселона и Брюссель стали ими совсем недавно. Их пример мотивирует другие города не подражать лучшим, а пытаться изобрести что-то свое, особенное.
Благодаря дешевым авиаперевозкам и повсеместному доступу в интернет, средний ресторан может достать любые необходимые продукты из любого уголка мира. Это дает городам возможность стать кулинарными столицами быстрее и легче, чем раньше.
Что делает город ресторанной столицей?
Чтобы называться великим ресторанным городом, он должен соответствовать определенным критериям:
Должна существовать определенная критическая масса людей, которые готовы тратить деньги на рестораны – как местных жителей, так и туристов. Эти энтузиасты постоянно пробуют местные блюда, классические и абсолютно новые кушанья. В Нью-Йорке, например, больше четырех- и пятизвездных ресторанов, чем в любом другом городе Америки. Три лучших из них – Jean-Georges, Per Se, Masa.
Возможно, в Лиссабоне и Осло больше исторических достопримечательностей, но большинство посещает эти города, не думая об их кухне. По крайней мере, там она не ставится во главу угла, как в Сан-Франциско и Гонконге. Никто не поедет в Пенсильванию, чтобы насладится местной едой. Даже во Флоренции – самом утонченном городе Италии – рестораны так однообразны и предсказуемы, что сложно представить себе человека, который поедет туда ради них одних. Другими словами, важно, чтобы каждого восхищала местная еда. Ведь в Риме и Новом Орлеане люди каждый день обдумывают меню на завтрак, обед и ужин.
Лучшие рестораны города должны быть действительно лучшими в мире, не копиями и не «звездами второй величины». В Париже лучшее стоит самых больших денег. Шеф-повара уделяют влияние каждой мелочи – чтоб корочка хлеба была хрустящей, масло имело нужную температуру, а слоеное тесто было в меру рассыпчатым.
Парижане всегда были мастерами высокой кухни. Понятно, что французы расстроенно вздохнули, когда в 2007 году авторитетный путеводитель Мишлена присвоил токийским ресторанам 191 звезду, а парижским – всего 65. «Токио – сияющая звезда мировой кулинарии» – сказал директор справочника Жан-Люк Нарэ (Jean-Luc Naret), объявляя Токио мировой столицей гурманов. А Лос-Анджелес, когда-то слывший великим ресторанным городом, постепенно терял позиции, и к 2007 году в нем не осталось ни одного хотя бы двухзвездного ресторана.
В городе должна быть уникальная кухня, которая определяет пищевую культуру. Она может быть молодой, как, например, хот-доги в Нью-Йорке, греческий кебаб, говядина в японском Кобе или неаполитанская пицца. Должны существовать обособленные микрокультуры еды – например, сербская улочка, где делают лучший борек, квартал русских евреев, которые пекут лучший серый хлеб, или турецкая община, производящая великолепный йогурт.
В Нью-Йорке это явление чрезвычайно широко распространено. Город также должен прикладывать усилия, чтобы развивать гастрономическую культуру. В качестве примера можно привести проведение фестиваля Сан-Геннаро в Нью-Йорке, День Мертвеца в Мехико, Октоберфест в Мюнхене. Это историческое наследие – фундамент, и все остальное строится на нем. Если бы в Бангкоке не существовало культуры уличной еды, она не вдохновила бы шеф-поваров всего мира применять ее острые специи и яркие цвета на кухнях своих ресторанов. Если бы не существовало токийского рыбного рынка, не было бы чему удивляться всему свету.
В городе должно быть определенное количество ресторанов высшего класса, стандарты качества, декор и роскошь которых настолько высоки, насколько это вообще возможно. Когда такой ресторатор как Томас Келлер (Thomas Keller) и инвесторы решают вложить $15 млн. долларов в создание 65-местного ресторана, или сомелье получает возможность создать винный погреб с тысячей видов вин, вы понимаете, что находитесь в городе, где такие вещи имеют значение. Находятся люди, готовые заплатить за это.
В Лондоне сегодня словом «потрясающее» можно скорее описать количество ресторанов высшего класса, чем что-либо еще. Генри Тогна (Henry Togna), владелец фешенебельного отеля 22 Jermyn Street и автор путеводителя по ресторанам города London Dining Guide, говорит, что даже коренной житель запросто можно запутаться в выборе блюд, а приезжий – тем более. В путеводителе он перечисляет рестораны лучшие из лучших, в которые очень сложно попасть, но которые непременно нужно увидеть. Некоторые годами ожидали своей очереди поужинать там! Среди подобных заведений Тогна перечисляет такие известные места как Le Caprice, The Ivy, Nobu и The River Café.
Гастрономические столицы мира: десятка лучших
Нью-Йорк
В городе более 26 тысяч предприятий общественного питания, в том числе 18 696 ресторанов. Их общий оборот составляет $12-15 миллиардов в год. Значительную часть этих денег платят 35 миллионов туристов. В Нью-Йорке можно потратить 500 долларов в суши-баре Masa или отдать всего 20 за полный обед в заведении попроще. Ланч в городе не менее важен, чем обед. Лучшие места для ланча – ресторан Four Seasons и клуб «21». А места, подобные Michael's и Regency Hotel Dining Room, предлагают лучшие завтраки. В любом районе города полно ресторанов – посмотрите на любую улицу и увидите не менее шести заведений, причем пять из них только что открылись.
Лондон
Революция в лондонской гастрономии продолжается уже около 20 лет. Ее двигателем являются высокие темпы экономического роста, приток иммигрантов и сотни молодых британцев, вступающие в увлекательную ресторанную игру. Новички сделали некогда скучную кулинарную сцену города интересной и динамичной. Представлены как классические, старомодные рестораны, вроде St. John's, так и ультрасовременные, экспериментальные места, такие как Fat Duck. Инвесторы считают ресторанный бизнес привлекательным, и деньги текут рекой.
Париж
Если Париж и утратил в какой-то степени блеск кулинарной столицы, это сложно заметить, глядя на переполненные залы ресторанчиков Монпарнаса, кафе Монмарта и ресторанов высокой кухни по всему городу. Окраины пестрят этническими закусочными; магазины выпечки и шоколада процветают, стандарты качества остаются непревзойденными. В том, что Париж потерял часть своей магии, можно отчасти упрекнуть шеф-поваров, которые не спешат экспериментировать. Все же, классическая кухня эволюционирует медленно. К счастью, она имеет настолько сильные стороны, что вряд ли когда-либо потеряет привлекательность.
Токио
Еда в Токио – это жизнь. Она выражает социальный статус и профессиональное положение, возможно, даже чрезмерно. Найти самый редкий продукт, самый дорогой суши-бар, попробовать редчайшие вина – часть нервной системы города. Но истинная сущность кулинарного Токио – маленькие закусочные, где подают террияки, лапше удон, темпуро, якитори, набемоно и блюда из угря. Богатые районы Асакуса и Акасаса удивляют всех невероятным разнообразием еды и напитков.
Рим
Рим всегда мог с полным правом считаться гастрономической столицей – со времен экстравагантного стола императоров и пиров времен Ренессанса до XX века. В большой степени на современную римскую кухню повлияли традиционные блюда провинций – Палермо, Неаполя, Болоньи и Венеции. Все дороги ведут в Рим, и сейчас они забиты грузовиками, доставляющими все фрукты, овощи, рыбу и мясо, которые только можно найти в Средиземноморье.
Гонконг
На протяжении столетий город был и остается крупнейшим портом – воротами Азии. Ароматная бухта (так и переводится Hong Kong) знакомит с азиатской кухней приезжих со всего света. В старых районах можно найти огромное количество заведений, в которых подают традиционные азиатские блюда. Они соседствуют с ресторанами французской, итальянской и японской кухни мирового класса. Многочисленным бизнесменам в переживающем деловой бум городе всегда есть, где пообедать. Гонконг – место, где любое дело начинается и заканчивается приемом пищи.
Сан-Франциско
Сан-Франциско совершил, вероятно, большую пищевую революцию, чем любой другой город. Она началась, когда Элис Уотерс (Alice Waters) развернула борьбу за свежесть и экологическую чистоту продуктов. Значительную часть населения города составляют приезжие со всего света – и не в последнюю очередь из Китая, Вьетнама и Таиланда, которые принесли новизну и экзотику в местное меню.
Добавьте ко всему славу винодельческого района мирового значения, и разнообразие пищевой культуры города становится поистине выдающейся.
Как заметила Патриция Унтерманн (Patricia Untermann) в «Справочнике гурмана Сан-Франциско» (San Francisco Food Lover’s Guide, 2005), «продукты, которые мы не производим, мы импортируем. Город посещают все более утонченные гурманы. Они приезжают сюда не только есть, но и жить и работать. Жители Сан-Франциско никогда не ощущают недостатка в разнообразии пищи, когда приезжают из путешествия по миру. В городе можно найти блюда любой кухни».
Новый Орлеан
Несмотря на то, что город до сих пор не полностью оправился от последствий урагана «Катрина», рестораны «Города на излучине» по-прежнему сильны. По данным авторитетного местного издания «Ресторанный бюллетень Тома Фитцморриса» (Tom Fitzmorris' New Orleans Menu newsletter), в городе работает 891 ресторан, а до урагана их было 809. Принимают посетителей и фавориты прошлых лет – Commander's Palace, Dooky Chase, Brennan's and Emeril's. Этот город живет и дышит едой, и ланч может закончиться в 6 вечера, когда настает время коктейлей. Традиционными для Нового Орлеана являются блюда креольской кухни, но в течение последних 25 лет появились заведения каджунской (французской луизианской), итальянской и новоамериканской кухни. Теперь город силен в каждой кулинарной категории.
Барселона
Учитывая имидж города как райского для молодежи места, его выбор в качестве кулинарной столицы может показаться странным. Но в дополнение к собственной яркой кухне – от ресторанов и кафе до заведений морской кухни в доках – город является эпицентром новоиспанской кухни. Она оказала огромное влияние на кулинарные традиции как Европы, так и Америки.
Передовые рестораны, такие как Abac, Evo and Comerç 24, существуют совместно с классическими, такими как El Racó d'en Freixa и Drolma. Среди зарубежных «пришельцев» – Kansas (как ни странно, итальянский), Samoa (пиццерия), Brasserie Flo (уголок Парижа), Hippopotamus (гриль), Chihuahua (мексиканская кухня), Eljaponés (японская кухня).
Брюссель
Брюссель – один из самых важных деловых городов Европы, и его значение для мировой экономики и политики заставляет его соответствовать высочайшим кулинарным стандартам. В городе работают многочисленные роскошные заведения, такие как like Comme Chez Soi и Villa Lorraine, великолепные рестораны морской кухни, такие как L'Ecallier du Palais Royal, масса грилей, что необычно для Европы, впечатляющий итальянский сектор и бесчисленное множество ресторанчиков местной кухни, которые подают мидии во фритюре и ватерзой.
www.horeca.ru
Ресторанные столицы мира
(Просмотров: 4558)